Свадебный фотограф Миша Шутеев: я инструмент в руках случая и хаоса

Опубликовано vasilissa - пн, 30.07.2018 - 22:47

Миша снимает свадьбы. Его фото хочется разгадывать, подбирать к ним ключ, находить в них рифмы. И для меня встреча с ним – еще один подарок маленького города.

Мы обсудили с ним, чем фотограф похож на рыбака, поговорили о красоте и силе случая.
Миша  − интроверт. И как обычно, все самое интересное началось, когда я выключила диктофон. Но что-то все-таки удалось у него выведать).


− Миша, скажи, как в твоей жизни появилась фотография?

− Случайно. Я не планировал. Раньше я любил ездить на велосипеде. И как-то подумал: «Скучно ездить просто так. Надо бы фотоаппарат купить».

Потом детишек своих фоткал. Носил снимки на печать в фотостудию. И через какое-то время ее директор − Алексей Богданов, мне говорит: «У нас нет фотографа, давай к нам».

Я еще тогда ничего не знал о фотографии абсолютно. Он снимал видео и говорит: «Будешь ходить за мной свадьбы снимать».

− И ты пошел?

− Я очень долго сопротивлялся. Мне казалось это все таким неизвестным. Но благодаря Леше я снимаю. Это он меня и научил.

− А до фотографии чем ты занимался?

− Работал на стройке. Я − строитель.

− Т.е. твое обучение фотографии сразу началось с практики?

− Можно сказать, что да. Леша на меня не жалел времени. Я приходил к нему в любое время. Мы много разговаривали.

− Он изначально увидел в твоих снимках, которые ты приносил на печать, какой-то потенциал?

− Я не думаю, что там можно было что-то увидеть. Я не знаю почему. Просто под руку ему подвернулся.

− В какой момент ты стал снимать сам?

− Время текло. Леша уехал в Москву.

− У тебя не было какого-то специального обучения? Где ты черпал специфические знания?

− Это все наработанный опыт, насмотренность. Фотограф − это ведь самая доступная профессия. Даже чтобы пойти работать таксистом нужно хотя бы сдать на права. А тут купил фотоаппарат и все.

− Насколько для тебя важен уровень свадьбы?

− Когда я начинал, мне хотелось снимать красивые свадьбы. С опытом понимаешь, что мы снимаем не платье, не красивого человека. И для качества съемки уровень свадьбы не в приоритете.

У меня как-то была свадьба в Минске. Жених – известный актер, все друзья – российские актеры, медийные личности. Невеста  –  фотограф. У меня раньше таких свадеб не было. Люди сделали свадьбу очень организованно и стильно, даже мажорно. А на следующий день мне нужно было снимать в Малорите. Т.е. я снял свадьбу в субботу в Минске, в час ночи сел на поезд, утром был в Бресте и поехал в Малориту.

Там была традиционная свадьба. И вот эта съемка самой обычной свадьбы, во время ее обработки, показалась мне интереснее.
Там было очень много сюрпризов именно при отборе фотографии.
Перед этой съемкой я спал 2,5 часа. И мной в большей степени руководило подсознание, рефлексы, не разум. Разумом я уже отбирал фото.
И даже на конкурс профессиональной свадебной фотографии отправил вот эту традиционную свадьбу.

А вообще в фотографии важен свет, свет и свет. Если на свадьбе есть свет, я считаю, что мне повезло. Свет делает большую часть работы за фотографа.

свадьба

свадьба

− Всегда ли клиенты довольны теми фотографиями, которые они получают?

− Честно говоря, я никогда не спрашиваю об этом. Никто не жаловался. Крайне редко мне пишут какие-то отзывы и личные сообщения.

− А у тебя самого было ощущение, что получилось не то, что ты хотел?

− Раньше да. Я просто знаю, как я работал раньше, а как сейчас. Сейчас мне кажется, что я вкладываюсь больше. Раньше в какие-то моменты я мог стоять на свадьбе и ничего не снимать. Сейчас я снимаю постоянно, даже если кажется, что ничего не происходит.

− Ты чаще всего доволен результатом?

− Нет. Всегда есть зазор между тем, что сделано и тем, что можно было сделать. Это бесконечность. Я столкнулся с тем, что в постановочной фотографии я не вижу для себя развития, я к ней охладел, потерял интерес. А в репортажной я пока не вижу даже горизонта.

− На свадьбе ты же снимаешь постановочные фотографии?

− Конечно. Свадьба – это 12-14 часов, постановочные фото занимают примерно час. К постановочным фото я отношусь как к работе. Понимаю, что вот сейчас я работаю. А все остальное время я снимаю в свое удовольствие, и мне еще за это дают деньги.

мальчик

− Что для тебя красота в фотографии?

Я прохладно отношусь к красоте очевидной закат, милый ребенок, красивая девушка, стильная пара. Люди придают большое значение вещам, брендам, для них это важно и это совершенно нормально, когда людей на фотографии интересуют красивые предметы, красивые люди. Меня же констатация предмета или человека на фотографии не интересует. Мне интересна в фотографии именно фотография свет, форма, композиция, плановость, многослойность. То есть мне не интересно «что», но интересно «как». И «как» это не про то как и какую позу приняла модель в яблоневом саду.

 − Чему тебя научили свадебные съемки?

−  Вообще я такой человек…. меня мало интересуют люди. Я люблю людей на дистанции. А свадьбы научили меня принимать людей такими, какие они есть. У тебя ничего не получится снять, если ты не принимаешь то, что происходит на свадьбе. Я должен позволить быть всему и просто наблюдать.
Например, какая для меня разница, какое платье выбрала невеста.

Я никогда на встрече перед свадьбой не говорю невесте, какое платье ей выбрать. Есть такие фотографы, которые говорят. Я считаю, что это эгоизм. Они просто хотят себе красивое портфолио с модным платьем.

всякое

свадьба
− Как 12 часов можно быть постоянно включенным в процесс?

− Анри Картье-Брессон сказал: «Думать следует до и после съемки, никогда  не во время ее».

Во время съемки мной руководят в большей степени какие-то подсознательные вещи, инстинкты и рефлексы. Сознательно я потом отбираю фотографии.

− Вот это умение видеть, до того, как ты купил фотоаппарат, у тебя уже было?

− Нет. Фотоаппарат учит видеть.

− Тебя критиковали когда-нибудь?

− Я отношусь спокойно к критике. Сейчас даже не могу ничего такого вспомнить.  

− А к похвале?

− Похвалу не люблю. Вот представь ситуацию: писателю 60 лет. И ему говорят: «Ты в 20 лет намного интереснее писал. Почему ты сейчас так не пишешь?» Возможно, человек, который так говорит, понимает только то, что писатель творил в 20 лет. А сейчас писатель вырос, а человек, который задает вопрос, не дошел до этого уровня. Что на это отвечать? Ничего. Похвала непостоянна.

− Как находить новые ракурсы в абсолютно одинаковых обстоятельствах, местах, лестницах наших пятиэтажек, в помещении ЗАГса?

− В одном и том же месте бесконечно можно увидеть что-то еще.
Снимая свадьбу, я в первую очередь делаю простые понятные кадры, чтобы бабушка и дедушка могли понять эти фотографию −базу. Это первое, что я вижу. Дальше я уже думаю, как эту ситуацию можно усложнить. Не в смысле, как я сейчас расставлю тут все, а как я элементы в пространстве скомпоную в кадре.

загс

смайлик

− Что ты сам чувствуешь, когда снимаешь?

− Я не знаю. Просто включаюсь в съемку. Чувствую какую-то заряженность.
Это другое состояние, оно отличается от обычного.

− Похоже на состояние потока?

− Да, поток, синхронизм. Причем быть в потоке − это не значит плыть по течению, это значит, что ты попал в нужное русло. И теперь поток тебя несет.

− Как ты работаешь на съемке?

− Я не люблю давить на людей. Мне важно никого не сломать. Не заставлять делать то, что не органично характеру человека. Если человек застенчив по природе, не пытаться его всеми силами расшевелить. Или наоборот не ограничивать его энергию, харизму, драйв.

Я уже давно специально ничего не режиссирую в кадре. Люди плохие актеры. А я плохой режиссер. Если я попрошу невесту подойди к платью и не смотреть на меня, она тут же потеряет естественность. В кадре уже будет видна ложь и постановочность. Это будет отражаться в ее походке, мимике, движениях.
Лучше просто подождать и поймать этот момент. И это будет наилучший кадр.

ноги

− Мне кажется, что на свадьбе фотографу нужно отключить себя, так?

− Да. Я чувствую себя только инструментом в руках жизни и хаоса. Человек – не творец. Творец – Бог.

Я, кстати, очень скептически отношусь к тому, что фотограф – это творческий человек. Я не творческий человек. Мне кажется, пафосные люди придумали это прилагательное, чтобы относить себя к особому классу.

Репортажные фотографии сравнивают с охотой или рыбалкой. Я ведь ничего не творю, а ловлю кадры. Все уже придумано до меня. Мне нужно только нажать кнопку, как рыбаку подсечь удочку.
Давайте тогда называть охотника или рыбака творческим человеком.

девочка

− Что тебя самого вдохновляет? Какие фото?

− Меня вдохновляет сайт Magnum – международное агентство репортажных фотографий с 50-60 –ых годов. Они вдохновляют, и тебе хочется снимать, влиться в поток. Это не значит, что ты хочешь повторить какое-то фото, это невозможно. Но ты заряжаешься атмосферой.
Можно повторить постановочную фотографию, но невозможно повторить многоплановость, сложность, случайность фотографии.

Еще одной моей большой любовью является музыка. Я меломан со стажем. Вкус к музыке развивался постепенно, от простого к сложному. Мне нравится копаться в слоях музыки. Интересно переслушивать музыку, и на 4-5 раз улавливать ее слои, собирать их в голове.

− Я читала, что ты бы хотел жить в деревне, это правда?

− На хуторе. Я люблю детей, но не люблю толпу. Мне представляется такая благостная жизнь на хуторе. Чтобы изредка выбираться в город, в толпу, а потом возвращаться в свою берлогу.

− Что тебе нужно еще, чтобы чувствовать себя счастливым человеком?

− А я уже счастливый, всего достаточно. Я благодарен за то, что у меня есть. Все, что происходит нужно принимать с благодарностью. Даже если происходят неприятные вещи. С течением времени ты поймешь смысл происходящего. Для чего это с тобой случилось.

Самое важное жить сейчас. Многие люди и я в том числе не живут сегодня. Фотоаппарат помогает жить в моменте. Богом все сделано именно так, чтобы мы жили сегодня в данный момент времени.

P. S. Важный момент: все, что я тут сказал, это только мое мнение. Я не хочу его никому навязывать. Это только мои мысли.

Свадебные истории Миши Шутеева