Татьяна Шидловская-Вашкевич: фотограф всегда видит больше

Опубликовано vasilissa - пн, 04.12.2017 - 19:02

С Таней мы познакомились на дорожках парка города Кобрина. Она снимала осень, а я осенью дышала. У меня не было с собой ни камеры, ни телефона, и я, набравшись смелости, подошла к незнакомой хрупкой девушке с просьбой отправить мне фото парка по интернету. Так началось мое знакомство с талантливым фотографом, мамой троих детей и при этом открытым, искренним человеком.

В интервью Таня рассказывает о том, как в жизни стоит доверять случайностям, чему ее учит камера и как не пройти мимо каждодневного волшебства.

девочка

− Таня, расскажи, пожалуйста, когда в твоей жизни впервые появилось желание взять в руки камеру?

− Вообще желание снимать у меня было всегда. Я постоянно чем-то восхищалась и жалела о том, что у меня нет фотоаппарата.

В детстве в Вороново, откуда я родом и где живут мои родители, у нас был сосед, который снимал на старенькую камеру. И он проявлял снимки в темной комнате с красными лампами. Мы иногда туда забегали, хоть нам и не разрешали. И все это казалось таким таинственным. Я думаю с тех пор внутри меня заложилось какое-то семечко, которое выросло в желание снимать самой.

Примерно в восьмом классе у меня появилась пленочная мыльница. Я относилась к ней с большим трепетом. Очень много фотографировала. У меня до сих пор есть коробка от обуви с этими пленками. И я все фото распечатывала. Мне нравилось их раскладывать в альбомы. Когда альбом заканчивался для меня было безмерным счастьем идти выбирать новый. После девятого класса я уехала учиться в Гродно. И мыльница тоже была со мной.
 

маки


− А когда у тебя появилась «настоящая» камера?

− Цифровая Crop в 2012 году.

Вообще сейчас могу сказать, что жизнь меня постепенно подводила к съемкам. Немаловажную роль в этом сыграл Антон – мой муж. Когда мы встречались, он отдал мне свою мыльницу. Я работала тогда в школе и много снимала детей. Примерно через год после того, как мы поженились, Антон устроился работать корреспондентом в газету. Он параллельно писал статьи и снимал. К моему счастью, ему выдали зеркальную полнокадровую камеру.

У нас родился сын. И, как многие мамочки, я искала какое-то занятие.  Фотографировала Макса маленького, пыталась словить какие-то моменты. Антон давал мне советы, направлял. Вот тут не по центру, неправильно, тут горизонт завалила.

Затем мы переехали из Гродно в Кобрин. Сыну исполнялся год, и я решила сделать для него альбом в стиле скрапбукинг, тогда это было модно. Загорелась этой идеей. Стала заказывать различные цветочки, ленточки. Это занятие меня так увлекло, что плавно перешло в создание украшений. Украшения я тоже снимала. И я заметила, что мне нравится искать композицию, цветовое решение, придумывать дополнительные детали, создавать антураж. Я все делала на интуитивном уровне, так, как чувствовала.

Я очень люблю старинные вещи. Ездила к свекрови на чердак, находила старую посуду, вышивку, ткани, коробочки, бутылочки. И потом использовала их для съемок. А затем я стала фотографировать модели с моими украшениями и заметила, что фотографировать людей мне тоже нравится.

Я удивляюсь, насколько в жизни все неслучайно. Насколько все красиво связано. Как-то я зашла на одну страницу в инстаграме и пришла в полный восторг от фотографий, которые там были выложены. На тот момент я таких фото никогда не видела. Читаю информацию о человеке в профиле и вижу, что эта девушка-фотограф из Вороново. Это поселок, откуда я сама родом. Девушка, с которой мы ходили одними дорогами, с которой могли бы там встретиться. Но не встретились. Но она была рядом, она из Беларуси, она живая, вот тут. 

А еще больше я была поражена тем, что она самоучка. Через ее страницу я вышла на «Марусину Мастерскую». У Маруси был фотоконкурс: за кого народ проголосует, того возьмут в ее «Творческую мастерскую» на бесплатное обучение. И эта девочка из Вороново тогда победила. Мне тогда это так запало в душу, что через год на подобном конкурсе победила я. И меня тоже взяли на бесплатное обучение.

У нас тогда не было финансовой возможности пойти на учебу на очередной курс мастерской, но мне очень хотелось. И вот я читаю, что победила. И просто не верю своим глазам. Это был как подарок свыше, Вселенная меня услышала.
 

кот и девочка


− Какие еще курсы в Мастерской ты закончила?

− Курс «Старт», затем «Композиция», «Творческая Мастерская», «Мобилография», а вот сейчас закончился курс «Обработка для продвинутых в Ps и Lr».

− Ты пока приостановишь свое обучение?

− Для меня важно делать перерывы. При обучении ты очень много отдаешь, постоянно в голове продумываешь кадры, постоянно в напряжении. В какой-то момент наступает опустошение.

Маруся в Мастерской говорит, что и шаг назад, и шаг на месте тоже важен и нужен. Многие проходят через это. Все творческие люди.

У меня, к сожалению, сейчас нет времени читать профессиональную литературу, и мое главное обучение пока сводится к рассматриванию фото других мастеров. «Насмотренность» тоже важна. Это очень вдохновляет. Я смотрю очень много разных работ. Вот я снимаю детей, но при этом мне интересны и свадебные фото, и ню-съемка и др.

А еще для фотографов огромным пластом для обучения являются картины художников. Это такая бесконечная питательная почва, изучать световые, композиционные и другие решения художников. Если нет вдохновения и сил, нужно идти в галерею.

калинабельебеседка


− У тебя было когда-нибудь сожаление о несделанном кадре? Кадре, который ты упустила?

− У меня практически всегда с собой рюкзак со всеми объективами. Антон недоумевает, зачем я ношу с собой эту тяжесть. Но если я что-то пропущу, потом не прощу себе, буду локти кусать

Кадры ведь видишь постоянно. Но не всегда их удается поймать. Очень интересно, что через какое-то время кадр может повторится. Но если у тебя есть камера здесь и сейчас, и ты видишь кадр, необходимый свет, то нужно остановиться и снять. Потому что следующего, идентичного кадра больше не будет. Будет похожий. Но не такой. Свет будет падать по-другому, лужа высохнет, появится человек. Нужно пользоваться моментом.

Я вот фотографирую даже за рулем. Иногда чтобы отпустить напряжение − нужно снимать не глядя. Суть даже не в получившемся кадре, а в кайфе процесса. Вот ты просто едешь, смотришь на дорогу и щелкаешь. Я практиковала это всю осень, особенно прекрасно это было делать по утрам, в сентябре и октябре, когда только-только встает солнце, появляются длинные тени, туманы и дымка. В такие моменты хочется все бросить и остановится. И в итоге могут получится чудесные кадры.
 

из окна


− Когда снимаешь, ты удерживаешь в голове все правила композиции?

− Все время. Обязательно. В голове всегда пульсируют правила выстраивания композиции, света, цвета. Я изначально пытаюсь продумать кадр. Но иногда в этот тщательно продуманный кадр вмешивается Нечто. И при этом вмешательстве чаще всего получаются лучшие кадры. Например, я нажимаю на затвор и в кадр входит Агата, моя дочь, или вот я фокусируюсь, а меня толкают, камера идет наперекосяк, а потом этот кадр оказывается лучшим. Я люблю странные, необычные кадры. Мой идеально выстроенный кадр не всегда может быть интересен и не всегда может зацепить.

Люблю, очень люблю кадры с эффектом неожиданности. Не люблю фотошопить. Вообще не люблю долго обрабатывать фото, мне тогда хочется побыстрее встать и пойти снимать. Могу добавить контраст, вытянуть тени, но никогда специально не рисую солнечные блики или какие-то другие эффекты. Я люблю использовать естественные спецэффекты. Ношу с собой кристаллы, камешки, очки, зеркала, стеклышки, с помощью которых можно добавлять эффекты непосредственно при съемке. При этом ты не знаешь, что получится, и всегда есть риск испортить кадр, но иногда получается очень интересно.

Я очень люблю, когда в кадре есть люди. Даже силуэт или какое-то напоминание о человеке делает кадр другим. Живым. Портрет человека − это ведь не только его лицо. Рука или нога – это тоже портрет. Потому что они тоже выражают человека, рассказывают о нем.

рукидевочка и тестокачель


− Ты спрашиваешь у незнакомых людей разрешение их снимать?

− Иногда я снимаю, как будто не их. Иногда спрашиваю разрешение. Но люди при этом чаще всего начинают сковываться. А бывает так, что ты сфотографировал человека, сказал, что все, закончил, он расслабился, и ты делаешь еще один снимок. И человек уже на снимке совсем другой. Ну и при знакомстве, общении человек уже становится родным, своим. Это помогает сделать хороший кадр.

− Есть такая фраза: «идеального стихотворения не существует, в день, когда его напишут наступит конец света». Наверное, так же и с фото. Всегда должен оставаться какой-то зазор неудовлетворения, чтобы стремиться к большему и лучшему. Чтобы был стимул снимать больше. Насколько ты придирчива к своим работам?

− Практически во всех моих фото не хватает какой-то детали, мелочи. Кажется, вот бы немного добавить поворота головы, и снимок бы стал идеальным. И всегда много таких «вот бы». Но я стараюсь не опускать руки. Возможно, сегодня не тот день, не то настроение. Очень важна практика. Нужно снимать как можно больше. Набивать руку. И, конечно же, нужно развивать умение видеть. Нужно все время быть на чеку.

− Что чувствуешь, когда держишь в руках фотоаппарат?

− Я кайфую. Получаю огромное удовольствие. Мне нравится ловить мгновения, находить прекрасное или интересное в обыденном. Вот, например, небо легко снимать. Оно всегда получается красивым, фактурным. А ты попробуй найти интересное в многообразии будничных сюжетов.

ноги


− Что изменилось в твоем ощущении жизни, когда ты начала снимать? Чему учит камера?

− Камера расширила мое видение. Показала, какой мир богатый и чудесный. Как ценен каждый ее миг, не только радостный, вообще любой, ведь он такой хрупкий и единственный. Каждый кадр заставляет задуматься, остановиться. Иногда видишь то, что не хочется повторять. Вот мама кричит на ребенка, или кто-то выбросил мусор на тротуар, а вот кто-то обнял другого и поцеловал. И ты делаешь из этого выводы. Все это оформляешь в рамку. И так удивительно, что другой человек увидел бы это по-другому. Потому что он по-другому чувствует.

У Пауло Коэльо в книге «Валькирии» была фраза о том, что каждый человек находится в своем мире и видит на три-пять метров впереди себя. И вот там предлагалось отбросить эту грань, и посмотреть шире и еще дальше. Вот ты видишь перед собой человека, или стакан, а ты посмотри дальше, на горы за ним, на небо. И так ты начинаешь освобождаться.

Фотографы смотрят дальше и шире, и замечают то, что обычный глаз человека не замечает. Не потому что он не умеет видеть, а просто не делает этого. Это умение нужно в себе развивать. Просто поднимать голову, отрываться от телефонов. 

Моменты жизни можно ведь найти везде. Поедешь ли ты в деревню, или выйдешь на ближайший пустырь − везде будет здорово.

Недавно мы попали с сыном в больницу. Ему стало лучше, и первое, что я попросила у мужа нам привезти – это была камера. В больнице был отличный свет. И так много сюжетов, таких многогранных! Очень хотелось их словить. Меня никто не понимал, удивлялись, что я там могла увидеть. А мне хотелось отвлечься от мрачных мыслей. Съемка стала моей отдушиной. Я старалась снимать так, чтобы не вмешиваться в пространства других людей, чтобы их личности не выходили на первый план. В больнице было много живого и настоящего, жизни, как она есть, без прикрас. И это стало нашей терапией.
 

максмальчик рисует

− Можешь сейчас вспомнить момент, когда ты была абсолютно счастлива?

− Когда я впервые приехала на море. Увидеть море − была моя мечта. И я точно знаю, что мечты сбываются, Вселенная нас слышит.

И вот когда я спустилась по ступенькам к берегу и увидела эту стихию, этот масштаб, то просто остолбенела. Такой восторг. Море было холодное, купаться было нельзя, но я готова была бегать по пустынному пляжу как сумасшедшая.

А еще я была счастлива, когда впервые летела в самолете. У меня даже появилась мечта стать стюардессой. Мне хотелось лететь еще.

Наверное, самый большой восторг я испытываю при контакте со стихиями, небом, водой.
 

макс


− За что ты больше всего благодарна жизни?

− За предельно терпеливого мужа. За детей. За жизнь. Такую, какая она есть. Любой опыт бесценен. И в любой ситуации нужно оставаться человеком, это главное.



Больше Таниных работ можно увидеть на ее страницах в соц.сетях: вконтакте, фейсбуке.