Оля Михневич: мастерица интересной посуды

Опубликовано vasilissa - Срд, 01.02.2017 - 13:20

Конечно же, с Олей мы встретились неслучайно. Я даже не могу представить, что мы могли бы никогда и не встретиться.

У нас одинаковое имя и одинаковое образование. И даже наших старших братьев зовут одинаково.

В университете Оля преподавала у меня лабораторные работы по предмету «Потребители электроэнергии». Она этого не помнит, но я полюбила ее, когда она отпустила меня с занятия, после моей вчерашней бурной студенческой вечеринки. А через несколько лет мы встретились в коридорах предприятия, где стали работать инженерами.

Во Львове мы вместе танцевали на деревянном столе. На работе мы делились друг с другом болью и радостью. Никогда не могли наговориться и расстаться в коридорах.

Однажды мы встретились с ней в кафе. Оля покупала мою книгу, а я – ее ложки. Мы одновременно замерли и одновременно сказали: «Нет, ну ты могла когда-нибудь такое представить??» И одновременно засмеялись.

Это такой драгоценный подарок от мира встретить такого человека. Подарок для моего сердца и души. Встретить человека, который чувствует тебя, любит и бережет.

Оля, человек, который украшает этот мир. Она делает ложки и чашки с декором из полимерной глины. Оля и сама прекрасна. И все, что она делает невероятно волшебно и красиво. Мне очень хочется оставить в своем домике частичку ее волшебства и тепла.

Как осмелиться заниматься тем, что любишь? Где черпать вдохновение? И как превратить свое хобби в бизнес? Читайте и вдохновляйтесь!

С огромной любовью и нежностью публикую интервью с мастерицей интересной посуды Олей.

ложки

– Оля, ты для меня пример девушки, которая занята любимым делом, причем это дело перешло в небольшой, но успешный бизнес. Расскажи, пожалуйста, как в твоей жизни появилось это дело?

– Моя первая встреча с интересной посудой произошла в городе Сигулда, это в Латвии. Я была в ресторанчике, и нам принесли приборы, которые поразили меня своей формой, блеском. Там была ложечка с удлиненной ручкой, и она была какой-то фантастической. Я до сих пор такую ни в одной стране мира не нашла. Когда я держала ее в руке, думала, что такой ложкой я хочу есть все. Я тут же решила, что как только приеду в Минск обязательно себе такую куплю.

Стала искать ее в интернете, и на мой запрос появились картинки ложечек с украшением на конце ручки из полимерной глины. Мне они очень понравились. Это было очень интересно и оригинально. И уже вечером я пошла в магазин и купила себе первую глину, чтобы сделать тортик для ложки. Самый первый тортик был ужасен, кстати. Мне просто очень сильно хотелось его сделать, понять этот процесс, пощупать.

тортик

– У тебя не было цели заниматься этим, как делом?

– Абсолютно. Но после первого тортика у меня появилось чувство, что я смогу лучше. Начался просмотр чужих работ, мастер-классов. Я докупила материалы, элементарное оборудование. Сделала еще один торт, и его сразу же забрала для подарка подруга. Потом начались подарки для родственников. Как-то незаметно получилось, что я постоянно получала заказы. Для друзей, знакомых.

Тогда я еще ходила на основную работу и даже мыслить не могла, что могу уйти в это дело. Это было просто хобби, которое меня спасало и которое забирало часы сна.

По утрам я вставала как зомби, шла на работу, но в голове все равно постоянно были мысли о ложечках, рождались какие-то новые идеи. И вечером любое свободное время я использовала для своего увлечения.

– То есть это было то дело, которое давало тебе энергию, вдохновение?

– Да, это то, что начинало меня вдохновлять и то, от чего выросли крылья. С этого момента мне стало комфортно быть одной. Когда вместо того, чтобы встретиться с кем-то, пойти погулять, отдохнуть, посмотреть сериал, я выбирала остаться дома, чтобы полепить. И это наполняло меня совершенно другой энергией. С этого момента я поняла, что это что-то, что сильнее меня.

– После того, как ты решила, что твое хобби станет твоей работой, от чего тебе пришлось отказаться?

– Я отказалась от слова стабильность.

– Было сложно?

– Было сложно только решиться. А когда я вышла из системы, то поняла, что это было капитальное заблуждение, иллюзия того, что о тебе заботятся.

Я отказалась, от того, что моя жизнь решена кем-то. Сейчас полное ощущение, что я творю, пишу свою жизнь на чистовик с вдохновением и азартом.

Вся моя жизнь стала творчеством.

– Твой уход с работы отразился на других сферах твоей жизни?

– В первую очередь, наверное, на отношениях с дочкой Соней. Я стала замечать, что теперь я чаще ей советую слушать себя, задумываться хорошо ли ей, хочет она что-то делать или не хочет, обращать внимание на свои таланты.

Раньше я постоянно подгоняла ее в садик, потому что на работе у меня проходная. Сегодня я просидела с ней в садике 15 минут, потому что ей было грустно. И если раньше я постоянно злилась на нее за утреннюю медлительность, капризы, то сейчас я могу позволить потратить свои дополнительные 15 минут, которые для нее, возможно, золотые сейчас. Ведь я не оттолкнула ее, а просто побыла с ней рядом, в ее чувствах.

– То есть Соня тоже чувствует твое изменение в лучшую сторону?

– Я думаю да. Вот как понять, что в лучшую сторону? Скорее в счастливую. Радостную.

Оля и Соня

Оля и Соня

– Скажи, вот этот термин «интересная посуда». Ты так называешь свое творчество?

– Да, я именно так отношусь к своей посуде. Она ведь действительно интересная. Невозможно сделать повтор ни одной ложечки. Они все в своем роде уникальны, они с душой.

Я вкладываю в этот процесс самое дорогое, что у меня есть – мой внутренний мир. Невозможно лепить без души. Например, когда я леплю девочку для чашки в каждой детали, в цвете румян, волос, присутствует мое внимание. По-другому просто невозможно, ничего не получится. У меня были такие работы, которые мне не хотелось делать. И они никогда не получались, например, разламывались при запекании. Поэтому без желания и вдохновения лучше ничего не делать.

девочка на чашке

– Если у тебя спрашивают, чем ты занимаешься сейчас, что ты отвечаешь?

– Я говорю, что занимаюсь творчеством. Это первое. Потом я говорю, что делаю украшения ручной работы на чашечки и ложечки, а дальше я смотрю на реакцию. Если у человека глаза ромбом, то закрываю тему. Если я вижу интерес, то могу показать ему свои работы, и мы уже тогда предметно можем с ним разговаривать.

Но я считаю, что это творчество, не ремесло даже, а именно творчество.

ложка и чашка

– В твоем творчестве могут появиться еще какие-то варианты интересной посуды?

– Да-да. Я сейчас очень много думаю о том, как организовать процесс так, чтобы мои идеи реализовывались. К сожалению, я немножечко не справляюсь с потоком идей, которые ко мне приходят. Хочется реализовывать все, и на вопрос не лопну ли я, я отвечу нет. Не могу остановиться.

Я знаю, что может быть это неправильно. С маркетинговой точки зрения я должна бить в одну точку. Но мне хочется пробовать и пробовать. И ощущение конечности времени нашего пребывания здесь, такой маленькой остановки дает желание успеть сделать больше.

– Скажи, у тебя бывает так, что заказчик предъявляет какие-то требования к твоим работам, которые тебе не откликаются? Ты тогда ищешь компромисс или желание клиента для тебя закон?

– Иногда меня просят сделать что-то такое, что вообще не в моем стиле. Мне кажется, что это вообще не мое, что мне нужно отказаться. Я долго вокруг этого заказа хожу, а потом сажусь за стол и проваливаюсь в работу. Смотрю на результат и понимаю, что получилось круто. И тогда чувствую благодарность этому человеку, что достал меня из зоны комфорта, и что теперь я знаю, что могу делать и это.

А иногда начинаю делать, и понимаю, что не смогу. Не цепляет, не отзывается. В любом случае нужно начать, попробовать окунуться в работу, и тогда ты поймешь, получится у тебя или нет. Заранее отказываться – это большая ошибка.

золотая свадьба

– Расскажи о своих мастер-классах, в какой-то момент ты решила делиться своими знаниями?

– Я начала проводить мастер-классы, потому что очень многие про них спрашивали. Сначала было страшно, что сейчас я всех научу, все будут уметь это делать и мои услуги уже не будут нужны. Но своим опытом нужно обязательно делиться, только тогда ты продвигаешься вперед. Если не делишься, то начинаешь прижимать свой поток вдохновения.

После первого мастер-класса сказать, что я была в восторге, это ничего не сказать.

Это какой-то симбиоз людей, которые заряжены на одно и то же, у которых горят глаза, которые смотрят на тебя и с удовольствием принимают у тебя то, что в тебе накопилось. В итоге ты получаешь только больше, и того, что неизмеримо количеству денег – нужность, благодарность, внимание. И когда тебе по-человечески говорят «спасибо». Вот это для меня самое ценное и важное.

– Ведение бизнеса по-женски отличается от мужских подходов? Как ты выбираешь способы продвижения своего дела?

– Я понимаю, что мой предыдущий опыт работы мне был дан не зря, потому что он научил меня самоорганизации. Слушать только свои «духовные ветра», хочется мне что-то делать или нет, – это не для бизнеса, это для творчества.

Для бизнеса есть определенные правила, и выполнять их совсем не сложно. Например, продвигать свои работы в соц. сетях. В данный момент инстаграм номер один в мире по продвижению, по продажам. Он доступен, он нравится людям, этим нужно пользоваться.

На самом деле мне и самой интересно изучать маркетинг. Это еще один мой проект помимо творчества. Я запойно читаю литературу по современным механизмам продвижения, у меня много планов по самообразованию. Впервые в жизни мне интересно учиться, вкладывать в это деньги. Для меня это открытие. Когда закончила магистратуру, я говорила себе, что никакой учебы больше в моей жизни не будет. А сейчас мой год будет насыщен обучением как никогда, и мне это нравится.

Сейчас в интернете очень много примеров, информации и инструментов успешного продвижения. Даже бесплатных. А дальше все зависит от тебя, от твоей самоорганизации.

– Расскажи, как ты преодолеваешь на своем пути сомнения и страхи?

– В моей жизни первые шаги для меня всегда были самыми сложными. Я помню свою самую первую выставку, в которой я почему-то осмелилась участвовать, хоть я была в этом деле всего пару месяцев. И у меня купили одну ложку. Одну. У меня спрашивают, как я после этого пошла дальше? Я не знаю. Просто я поняла, что мне очень хочется этим делиться, показывать людям. Не было желания поскорее заработать на этом, просто хотелось это делать, больше и больше. Я не могу сказать, что мне было не страшно. Я помню, как мы приехали на эту выставку с папой, и я ему говорю: «Что я делаю, какого черта я сюда пришла, что у меня в голове?» А папа сказал: «Просто делай».

Я прошла через все сомнения, стыд, и мысли о том, что делаю никому не нужные глупости. Но если ты осмелишься, переступишь через страхи открывается совершенно другой мир.

Если у тебя есть страх, нужно идти в него, разрезать. Сказать себе «да, мне страшно, да, я не знаю, что из этого выйдет, но я пойду и попробую это сделать».

Я как-то думала о том, что качества, которые я бы хотела передать Соне в жизни, – это смелость и доброта. Одно без другого не очень работает. Если ты будешь доброй без смелости, то не сможешь за себя постоять. А если ты будешь смелой, чтобы идти за мечтой, без доброты мечта может увести тебя в другую сторону. Завести тебя в алчность, желание безграничной власти.

Я учу ее задавать себе вопросы: «Я сейчас добрая, смелая? Или нет?»

И себе тоже такие вопросы задаю.

оля есть свои ложки

– Насколько для тебя важна обратная связь, благодарность?

– Не могу сказать, что я зависима от нее. Нет такого, что я отдала заказ, и человек мне должен обязательно написать хвалебный отзыв, а если он не сделает этого, значит я не буду с ним больше работать. Но получать обратную связь важно. Когда я читаю благодарности, у меня ощущение покалывания по всему телу, как будто в меня влили энергию, от которой становишься еще больше, лучше. Хочется делать что-то еще сильнее.

Я считаю, что между мной и клиентом возникает круг. Если замыкать его благодарностью, получается красивый круг, без утечек.

– Расскажи, что подпитывает твое вдохновение? Такие маленькие секретики, к которым ты можешь обращаться каждый день.

– Я так люблю свое рабочее место, что оно меня вдохновляет. Я организовала его так, что мне комфортно работать, приятно.

Очень важно отличать лень, от отсутствия вдохновения. Я дохожу до своего рабочего места и начинаю работать руками. Если после получаса работы я чувствую, что у меня ничего не получается, то лучше мне все оставить, даже если горят сроки, и сделать то, что меня сейчас порадует. Например, почитать книжку. Я подпитываюсь, возвращаюсь к работе и быстро и легко ее заканчиваю. Кажется, что это была лень, но она в один момент уходит, и ты уже вдохновенно работаешь.

снеговики

– Можешь рассказать, что ты чувствуешь, когда работаешь?

– Это то, что называется состоянием потока. Ты как будто течешь по бриллиантовой реке, тебе не холодно и не жарко, все как будто сверкает. Очень трудно описать. Это состояние, когда ты не замечаешь время, когда не можешь остановиться, отвлечься на другие вещи. Сознание отключается. Я чувствую себя проводником. Все делается как будто само. Через меня идет энергия. И при этом я очень сильно заряжаюсь, подпитываюсь. Это несравнимое счастье.

– У Чехова есть фраза «кто испытывал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют»…

– Да, абсолютно согласна. Раньше мне была нужна подпитка извне, чтобы чувствовать себя хорошо, а сейчас ничего этого не нужно. Это чувство идет изнутри. Людей стало впечатлять то, как я стала выглядеть. Говорят, что как-то особенно. Внутренний свет что-то меняет.

Я перестала делать то, что вытягивало мою энергию. На работе я была звеном. Если это звено выпадет, абсолютно ничего не изменится. Все будет двигаться с той же скоростью. Было непонимание того, к чему я иду, и кому это нужно, я не чувствовала своего смысла. Не было законченности процесса, как будто все делаешь в пустоту. И заработанные деньги улетали в трубу, у меня так было. Я никогда не думала, что у денег бывает качество. Сейчас отношение к деньгам у меня совершенно другое, и совершенно другая ценность этих денег. Потому что я делаю завершенный проект. Любым моим заказом я занимаюсь от начала до конца. От момента покупки материалов, до момента передачи заказа человеку. И этот человек говорит мне «спасибо, какая прелесть» или не говорит. Но я чувствую, что свое маленькое дело завершила. Я чувствую, в каком-то роде, свою незаменимость. Высокомерно так думать, может, но я чувствую, что люди ждут именно меня, хотят именно мое творение, с моей подачей, моими деталями.

чашка с зефирками

– Цели и мечты, это разные понятия для тебя?

Да, цели для меня более земные, они задают вектор действий. Мечты – это что-то духовное и то, к чему невозможно прийти, следуя только логическим действиям. То, какой бы мне хотелось быть, какой бы я хотела видеть мир вокруг себя, какая моя миссия.

Цели без мечты получаются пустыми. Я думаю сначала нужно подумать о глобальном, о мечте, а потом, какими инструментами можно ее достигать. Цели служат твоей мечте.

– Скажи, есть ли в твоей жизни чувство благодарности тому опыту, который изначально казался для тебя болезненным, негативным?

Да. Есть. Я не могу сказать, что на раз два справилась с ним, но для меня это было определенной точкой. Пока ты не опустишься на дно своей боли, потери, неудачи, пока ты не зайдешь в темноту, у тебя нет возможности хорошенечко оттолкнуться и взмыть высоко. Но не обязательно терять многое в жизни, чтобы взлететь. Есть много людей, у которых все ровно и хорошо, но они умеют быть благодарными за это, у всех своя история.

Причем мне с моим высоким эго, было очень сложно принять, простить и отпустить свои неудачи. Это ведь и есть благодарность. У меня была серьезная работа над этим. Но все двери стали открываться, когда я сердцем стала благодарить. Обида и боль, это мешок за твоими плечами, от которого тебе же тяжело. Как мешок с гнилой картошкой, кажется, сложно его благодарить, но ведь картошка когда-то не была гнилой. Нужно уметь сказать спасибо тому хорошему, что было.

– Насколько ты в своей жизни чувствуешь поддержку мира, людей, знаков?

Я всегда прислушиваюсь к своим ощущениям. Знаки есть, если ты в них веришь. Если ты игнорируешь их, и говоришь, что их нет, для тебя их нет. Ты можешь выбирать, в какие знаки тебе верить.

Случайные люди – для меня это и есть забота свыше. Я верю в то, что все люди в нашей жизни нам даны для уроков, опыта или поддержки. Это сложно объяснить, ты либо чувствуешь, что с человеком можешь разговаривать на любые темы, не останавливаясь, либо – что пора закрыть рот и поговорить о погоде.

В наших возможностях контролировать свое окружение. Я сейчас себе позволила роскошь выбирать своих людей в окружении, будучи фрилансером. Интернет сейчас помогает найти людей, единомышленников, не привязываясь к точке мира. Многие мои клиенты, с которыми мы на одной волне, перешли в разряд хороших знакомых, и мне это очень нравится.

чашечки

– Что бы ты могла сказать людям, которые хотят заниматься делом, которое им нравится, но пока еще не решаются?

Когда я уходила с работы, у меня было очень много страхов. Ведь у меня есть дочь, которую я воспитываю одна. То есть это не ситуация, когда ты «за мужем» и можешь позволить себе искать себя.

Я начала пробовать продвигать свои работы еще находясь на работе, чтобы понять тенденцию, интерес людей, мимолетность. Лично в моем опыте, это было участие в выставках, ярмарках. Я посчитала доход от своих работ, но вообще гарантии в том, что он будет таким же через месяц не было.

На работе у меня было четкое ощущение скованности. Я доверилась своему ощущению что, если я останусь, мне будет плохо. Если уже есть это ощущение, что что-то не то, если словил его, значит надо уходить. Если бы все было классно, таких мыслей, сомнений бы не было.

Вариантов получения денег много. Их гораздо больше, чем те, что мы видим, когда находимся в определенной системе. А когда мы из нее выпрыгиваем, оказывается целое ромашковое поле с предложениями.

Если тебе на работе плохо, но у тебя нет идей, ты ничем не горишь, тогда нужно задуматься глобально о своих желаниях, мечтах. Может быть пойти поучиться куда-то, или дать себе время прочувствовать в какую сторону тебе нужно идти.

При принятии таких важных решений обычно первый шаг испытывает тебя, проверяет на действительность желаний. Поэтому если тебя откидывают обратно, сделай второй. Если еще раз тебе что-то мешает, то нужно задуматься, может сейчас не время.

Я сейчас могу сказать, что мой путь того стоил. И то дно, через которое мне пришлось пройти, чтобы вырваться вверх. Я просто пожелаю всем смелости и поддержки, чтобы дойти в своем решении до конца. Вернуться в прошлый опыт всегда можно. Но я еще не встретила того, кто бы возвращался. Нужно выходить и кайфовать.

– Оль, ты так кардинально изменила вектор своей жизни, у тебя ведь за плечами техническое образование, магистратура. Тяжело было признать, что сейчас твой прошлый опыт не работает и его нужно отпустить? Не было ощущения сожаления?

Знаешь, я столько времени ехала на автобусе не в ту сторону, что, когда автобус остановился, я с облегчением вышла и побежала обратно.

В пределах моей жизни это был очень хороший урок. И все так сложилось, что сейчас я не могу мечтать о большом. Поэтому я испытываю благодарность этому кренделю. Ведь без него я бы не встретила тебя, других людей, которые уже ушли из моей жизни, но в свое время дали мне важные уроки. Это все так банально звучит, когда происходит не с тобой. Но когда ты это проживаешь, только так и чувствуешь, по-другому не скажешь.

– Насколько ты счастлива сейчас?

Абсолютно. Наверное, никто не поверит. Звучит так банально. Но я счастлива на 100%.

Я прошу Бога только, чтобы так и было. Элементы счастья для меня такие простые сейчас – здоровье родных, любимое дело, любимый человек. Из этих элементов складывается пирог моей жизни. Все остальное к этому пирогу – просто вишенки. А вкусный пирог и без них.

Мне хочется замереть в том, что у меня есть сейчас.

 

Олина страница в фейсбуке, инстаграме, ВКонтакте